"Меня критикуют, следовательно я существую" Э.Золя
Понимал
жизнь французский классик. Критика - это оружие зависти, а завидовать
пустому месту - нельзя. Тема этой статьи - сетевой маркетинг - сфера
деятельности, в адрес которой отзывов, как положительных, так и
отрицательных, уже поступило бесчисленное множество. Какова их
объективность? Действительно ли объявления, приглашающие на работу в
организации данного профиля, заслуживают только отправки в мусорную
корзину, или они всё-таки достойны более пристального внимания? Что
представляет собой деятельность организаций рассматриваемой сферы?
Начнём наш рассказ с объяснения самого названия, столь современного и
малознакомого - сетевой маркетинг.
Термин "маркетинг" происходит
от английского "market" - рынок. Означает он процесс определения
желаний покупателя и направление потока товаров и услуг для
удовлетворения этого спроса (Эдвин Дж. Долан "Микро-экономика") или
комплекс действий, предпринимаемый фирмами для реализации своей
продукции на рынке. Определение "сетевой" означает, что для реализации
продукции в данном случае используются сети поставщиков -
распространителей продукции. Сеть состоит из нескольких уровней, на
каждом из которых происходит передача и распределение товаров на более
мелкие партии. На последнем уровне товары доставляются непосредственно
конечному потребителю. И именно здесь образуется основная масса
трудовых вакансий.
Известный и применяемый ещё с древних
времён, этот способ в последние годы получил современное название и
новую интерпретацию. Характерной её особенностью является использование
в качестве звеньев не предприятий или прочих юридических лиц, а
конкретных сотрудников - лиц физических. Отсюда вытекает следующее
свойство сетевого маркетинга: подавляющее большинство издержек в нём
приходится на зарплату распространителей.
Родина его
современной интерпретации - Соединённые Штаты. Дата рождения - начало
80-х годов ХХ века. Благодаря этой новой интерпретации сетевой
маркетинг уже успел стать неотъемлемой частью экономики множества стран
и влияние его неуклонно продолжает усиливаться. С каждым годом
расширяется сфера и ареал его применения. Быстрота его стремительного
распространения обусловлена высокой экономической эффективностью. Ибо
успешно завоёвывать рынки и развивать собственное дело способны только
очень неглупые люди. Древнеиндийская Бходжапрабандха гласит: "Бесчестье
предпочитая, честью пренебрегая, свою выгоду извлекает мудрый, ибо
губить выгоду - глупость".
Каковы причины столь высокой
эффективности сетевого маркетинга? Очевидно, что они кроются в
специфике структуры его затрат. Благодаря отсутствию таких внушительных
затратных статей, как арендная плата за торговую площадь и покупка
торгового оборудования, содержание охраны и другого обслуживающего
персонала и прочих, в предприятиях сетевого маркетинга достигается
значительное сокращение производимых издержек. Повышается экономическая
эффективность также благодаря высокой степени экономии на масштабе в
этой отрасли - схема её быстрее позволяет производить реализацию товара
крупными партиями. Есть и ещё одна, очень немаловажная статья -
величина налоговых платежей, позволяющая фирмам, занимающимся сетевым
маркетингом, добиваться дополнительной экономии по сравнению с
предприятиями традиционной торговли. Не секрет, что при действующем в
России налоговом законодательстве предприятия любой отрасли стремятся
минимизировать сумму налоговых отчислений. И именно в сфере сетевого
маркетинга для этого предоставляются наиболее благоприятные
возможности. Таковы главные составляющие успеха данной
предпринимательской отрасли сегодня. Но поскольку трудоустройство -
вопрос, решение которого следует ориентировать главным образом на
перспективу, пришла пора на время отвлечься от стремительно
ускользающего настоящего, дабы определить, каким для сетевого
маркетинга окажется неотдалённое будущее.
"Экономикс"
Макконнелла утверждает, что в постиндустриальной экономике (это та
самая, к которой мы теперь движемся, вместо коммунизма) большая часть
ВВП (валового внутреннего продукта) будет приходиться на продукцию
сферы услуг. Причём часть эта будет неуклонно увеличиваться. А сетевой
маркетинг как раз и относится к сфере услуг, более того, услуг
индивидуализированных - торговый агент доставляет продукцию каждому
покупателю, даёт подробную консультацию и индивидуальную рекламу - то
есть к той области экономики, в которой в ближайшее время планируется
наибольший рост. Кроме того, необходимо отметить, что эффективность его
использования увеличивается вместе с повышением уровня альтернативных
маркетинговых затрат (арендной платы, лицензирования, рекламных
расходов и т. д.). В нашей жизни это скорее правило, чем случайность.
Так что будущее у сетевого маркетинга есть.
Тем не менее (или
поэтому) сетевой маркетинг ругают. Ругают много и ругают безжалостно.
Вопрос - насколько справедливо его ругают и почему. Без огня, как
известно, дыма не наблюдается. И определённые основания для критики
сетевого маркетинга есть. Но здесь важно предельно четко и правильно
разделять критику, направленную против существования данного вида
деятельности и профессиональной занятости в нём вообще, от критики,
вызванной злоупотреблениями отдельных фирм этой отрасли или
организаций, "похожих на её представителей". Почему это важно и для
чего, мы сейчас наглядно продемонстрируем.
Примером
организаций, "похожих на представителей" сетевого маркетинга, являются
"пирамиды". Они, привлекают в свои ряды так называемых сотрудников,
предлагая им заключить своеобразный "трудовой договор". Суть его в том,
что за право деятельности в данной организации будущий "сотрудник"
должен заплатить некоторую сумму денег. После этого вся его последующая
деятельность, будет заключаться в поиске и привлечении следующих таких
же "сотрудников". А его доход будет складываться из отчислений с
уплаченных по их "трудовым договорам" средств. Для сглаживания
возникающих в таких случаях противоречий с законом подобными
"компаниями" используется версия о распространении какой-нибудь, часто
формальной, продукции. Вследствие этого не слишком утомляющая себя
подтверждением достоверности молва и относит такие "организации" к
сфере сетевого маркетинга.
Другое дело, что существуют огульные
и необоснованные обвинения в том, что профессия эта неквалифицированная
и бесперспективная, что научиться там нечему, а работа - на износ. На
эти обвинения у сетевого маркетинга есть достойный и адекватный ответ.
Ключ к нему - применение сдельной оплаты. В этом случае, взяв человека
с улицы, прогадать никто не рискует. А вот стать хорошим торговым
агентом может далеко не каждый. Для этого надо иметь определённые
качества: энергичность и целеустремлённость, настойчивость и
ответственность, общительность и тактичность. Те, кто ими обладает или
смогли ими овладеть, продавать могут куда больше других, а значит и
деньги хорошие зарабатывать. Платят в сетевом маркетинге сразу и без
задержек!
Теперь о том, чему такая работа научить может.
Специфика её в том заключается, что работникам сетевого маркетинга
приходится иметь много непосредственных контактов с людьми и от их
успеха напрямую зависит эффективность работы. Это означает, что работая
с головой можно отлично обучиться искусству убеждающего и делового
общения. Выработать безукоризненную вежливость в сочетании с твёрдой
уверенностью в себе. Неизбежно приобрести неоценимый опыт прикладной
практической психологии. А ваша записная книжка пополнится множеством
полезнейших телефонов... Это наверняка будет нужным не только для
профессиональной карьеры, но и для всей предстоящей жизни. Подарит вам
эта профессия и ещё одно не малоценное умение - улыбаться. Ибо не зря
гласит китайская мудрость: "Тот, кто не умеет улыбаться, не должен
заниматься торговлей".
Наконец, кто ругает и почему. Во-первых,
жертвы "пирамид" и собственной неосведомлённости. Ругают и те, кто
попробовал, но не смог работать. Вторят им граждане, оправдывающие свою
боязнь потерять привычное, с нищенской зарплатой место. И если в
упрёках одних - гнев на тех, кто сумел воспользоваться их простодушием,
то в упрёках других звучит не что иное, как боль от собственной
неполноценности и проявленной некомпетентности.
В заключение
считаю нужным сказать: сетевой маркетинг - понятие очень объёмное и
многогранное, не заслуживающее однозначно положительного или
отрицательного к себе отношения. Поскольку объём предлагаемых его
работодателями вакансий очень велик, а возможность попробовать там себя
имеет почти каждый, подробная и достоверная информация о нём, думается,
будет полезной для многих наших читателей. Чтобы удовлетворить их
интерес, "Работа & Зарплата" планирует продолжать публикации на эту
тему. Мы расскажем вам о том, как извлечь максимальную пользу из работы
в этой системе. В отдельных статьях будут рассмотрены правовые и
юридические аспекты данного вида деятельности. Будет рассказано, как
отличить нормальную фирму от компании-"пирамиды". Из дальнейших наших
публикаций вы сможете узнать и о других полезных и интересных вещах.
Тем же, у кого одно словосочетание "сетевой маркетинг" продолжает
вызывать страх, напомню слова Виссариона Григорьевича Белинского:
"Человек страшится только того, чего не знает, знанием побеждается
всякий страх".
Салек Пинигин